Это такая образовательная организация, в которой основные ее компоненты представляют собой целостную социальную систему, а воспитание детей выступает приоритетом профессиональной деятельности работающих здесь педагогов.
Основными компонентами воспитательной системы, как считают создатели теории воспитательных систем – Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, – являются:
- исходная концепция, то есть совокупность идей, для реализации которых она создается;
- деятельность, обеспечивающая реализацию концепции;
- субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие;
- отношения, интегрирующие субъектов в некую общность;
- среда, освоенная субъектами;
- управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Эти блоки-компоненты образуют целостный социальный организм, обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Анализ известных воспитательных систем, созданных в свое время В.Н.Сорокой-Росинским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, В.А.Караковским и многими другими педагогами, позволяет выделить ряд их обобщенных признаков:
1) воспитательный процесс организуется на основе оригинальной авторской концепции;
2) приоритетными для себя профессиональными целями педагоги считают цели воспитания детей;
3) оформляются общие цели воспитанников, которые обязательно учитываются педагогами при организации процесса воспитания;
4) большинство видов совместной деятельности детей и взрослых приобретает воспитывающий характер;
5) отчетливо выделяется системообразующая деятельность, наиболее значимая для большинства школьников и позволяющая педагогам решать большинство воспитательных задач;
6) образовательная организация старается привлекать к себе творческих, неординарных педагогов с ярко выраженной позицией воспитателя;
7) школьники занимают субъектную позицию по отношению к своей образовательной организации, включаясь в самые разные виды самоуправленческой деятельности;
8) деловые и неформальные отношения между взрослыми и детьми гармонизированы, что позволяет сложиться единому общешкольному коллективу;
9) приоритетные управленческие шаги направлены на максимальное использование воспитательных возможностей образовательной организации.